Специально для учасников беседы о ВиноЛечении.
Томас Де Квинси ИСПОВЕДЬ АНГЛИЧАНИНА УПОТРЕБЛЯВШЕГО ОПИУМ
В России эта книга впервые была издана в 1834г.
«Прекращение боли было следствием ничтожным; такое отрицательное действие исчезало во множестве действительных наслаждений. Итак, я нашел его, то сокровище, то всеобщее лекарство <…> от всех болезней, нашел тайну счастья; о ней так много спорили, её так долго искали, и она продаётся за десять копеек, её можно носить в кармане.
<…> Не думайте, что я шучу<…>: тот, кто изведал действие опиума, шутить не способен <…>. Теперь одно слово о действии опиума; на все, что о нем говорили путешественники по Турции ( с незапамятных времен сохранившие привычку лгать как наследственное право) или доктора медицины, писавшие ex cathedrá у меня один ответ: обман! <…>
Итак, почтенный профессор, я думаю, нам возможно подвинуться вперёд, а потому оставайся позади и позволь мне высказать свой образ мыслей.
<…> Но чистый опиум (утверждаю решительно) не даст ни в степени, ни в свойстве одинаковых следствий с опьянелостью от вина: они различаются не одним количеством, но и качеством. Действие от вина возрастает беспрестанно и, доходя до известной степени, начинает понижаться; действие опиума, однажды возбужденное, одинаково продолжается восемь или десять часов; первое, говоря техническим языком медицины, доставляет удовольствие краткое, наслаждения последнего – хронические. Следствие первого - простое пламя; следствие простого пожар.
Но главное различие состоит в том, что вино расстраивает душевные силы, а опиум (если принимать его как должно), ничем не возмущая их, приводит в порядок и гармонию.
Вино отнимает у человека чувство самопознания; опиум делает оное сильнее, ощутительнее. Вино, облекая мысли в туман, возбуждает, усиливает страсти: уважение или презрение, любовь или ненависть; опиум же, напротив, восстанавливает между ними равновесие и, сохраняя природный характер и здравый рассудок человека, придает страстям ту живительную теплоту, необходимую для ума, которая некогда была принадлежностью первобытной, патриархальной допотопной жизни людей. Так например, опиум, подобно вину веселит сердце и возбуждает в нем благородные движения; но с той разницей, что в неожиданных изъявлениях дружбы или восторгах любви пьяного человека всегда что-то есть смешное, достойное презрения: он пожимает руку, клянется в верности, плачет, но не понимает причины своих поступков; в нем видна одна животная сторона человека. Но кроткие чувства, возбуждаемые посредством опиума, не есть лихорадочный припадок, а простое, натуральное состояние доброй, благородной души, когда еще горесть не терзала, не ужесточала её. Одним словом, там грубая скотская страсть, а здесь высшее развитие самых возвышенных, чистейших способностей душевных. <…>
…но должно заметить, что говорю вследствие долговременной и глубокой опытности; между тем, как очень ясно, что гг. сочинители, писавшие о сем предмете, по своему отвращению и ужасу не хотели пустых своих теорий проверить на практике».
Вот одно из последних предложений произведения:
«Довольно будет узнать для него, что наконец пришло время, когда я увидел близость смерти, если не прекращу моей пагубной привычки».
|