Уважаемые флебологи!
В журнале “Будь здоров” (N 6 – 2005) опубликована статья “Гриб для императора” о целебных свойствах гриба шии-таке . Её авторы Валерий Муравьёв (биолог) и Елена Егорова (врач) утверждают, что шии-таке применяют и для лечения варикозного расширения вен. Ваши комментарии ?
Матильда.
Это сообщение было помещено мною в сайте 10 июля. Затем мне пришлось обильно процитировать указанную статью, потому что Игорь Анатольевич не имел доступа к ней (ссылка на сайт журнала не работала). Здесь же я заметила, что именно из подобных изданий черпает медицинскую информацию большинство населения (надо сказать, журнал “Будь здоров” не является глянцевым изданием и позиционирует себя как серьезный популярный журнал о здоровье и здоровом образе жизни).
Обстоятельный ответ д-ра Золотухина сводился примерно к следующему :
- упомянутый гриб вряд ли может помочь при варикозном заболевании вен;
- он заявлен в статье как средство от многих болезней, что само по себе уже настораживает. Варикозная болезнь, которой страдают многие, добавлена “до кучи”;
- положительное воздействие гриба (если таковое достигается) может быть отнесено на счет эффекта плацебо;
- скорее всего, это один из БАДов, на рекламу которых клюют доверчивые простаки.
Действительно, в завершении статьи говорится, что на основе гриба создана добавка “Шии-таке” , официально зарегистрированная в Министерстве здравоохранения РФ. Я просила объяснить значение этой фразы. К сожалению, в последующие дни на форуме стали происходить известные всем события, и вопрос остался без ответа.
За это время мне попалась на глаза ещё одна интересная статья, озаглавленная “Реклама – не доктор” (“Московская среда”, N° 25 - 2005). Вот некоторыые выдержки из неё:
“Государственной Думой рассмотрена в первом чтении новая редакция Закона РФ “О рекламе”. Особенно много поправок внесено в раздел, который касается пропаганды лекарственных средств.
<…> вводится запрет на использование в рекламе образа человека в белом халате. Ведь это заведомо вызывает невольное доверие к рекламируемым средствам. И когда врач рекламирует жевательную резинку якобы как средство борьбы с кариесом, это недопустимо.
Также предлагается запретить использование рекламу биологически активных добавок (БАД) как лекарственных препаратов. Особенно этим грешит радио. Чаще всего БАДы не приносят ни вреда, ни пользы. Любой БАД можно рассматривать только как подспорье к рациональному питанию, основному лекарству, примерно так же, как и витамины, но никакие болезни самостоятельно вылечить они не способны.
По всей видимости, будет введён запрет и на ссылку “лекарство рекомендовано Минздравом РФ”. И без того ясно, что никакие лекарства не могут попасть на рынок без этой рекомендации. <…>
Есть надежда, что новый закон вступит в силу уже этой осенью”.
Положительно оценивая усилия Думы по ограничению рекламы лекарственных средств, я после прочтения этой статьи осталась в полном недоумении. Итак :
- БАДы не являются лекарствами;
- чаще всего они не приносят ни вреда, ни пользы;
- но, тем не менее, зачем-то регистрируются Минздравом РФ.
Чем же отличаются формулировки “официально зарегистрировано Минздравом РФ” и “рекомендовано Минздравом РФ”? Для рядового обывателя это практически одно и то же. Впрочем, скоро он будет лишён и этой информации, ибо “никакие лекарства не могут попасть на рынок …”
И вот еще о чём я хотела бы знать мнение уважаемых докторов. Почему же столь многие наши соотечественники падают в цепкие объятия проходимцев от медицины? Можно ли объяснить этот феномен лишь невежеством и традиционной российской доверчивостью? Кстати, среди их пациентов немало неплохо образованных и весьма успешных господ и дам. Объясняется ли это только боязнью “лечь под нож” и наивным желанием решить все свои проблемы, выпив чудодейственную пилюлю? Смею вас заверить, что и заграницей дело обстоит немногим лучше. И если “традиционные” врачи имеют там больше пациентов, то только потому, что лишь их услуги компенсируются страховыми компаниями. А экономят там на всём, в том числе и на собственном здоровье.
С уважением, Матильда.
|