20 марта 2007 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина откроется выставка «Встреча с Модильяни». Масштабный проект является первой в России большой ретроспективной выставкой знаменитого итальянского художника, графика и скульптора Амадео Модильяни (1884-1920).
Несмотря на общемировую известность, в собраниях отечественных музеев произведения Модильяни практически отсутствуют. Выставка мастера организуется в России впервые и будет экспонироваться в музее с 20 марта по 3 июня 2007 года.
История одной Любви.
Модильяни, ослепительно красивый, аристократически вежливый, нищий, бесконечно менявший адреса, любовниц; пристрастившийся к алкоголю и наркотикам, перемещавшийся из студий в бары и кафе Монмартра; продававший иногда свои рисунки за тарелку спагетти или стакан вина; бродяга и непонятый гений, страдающий хроническим туберкулезом и умерший в 35 лет – стал легендой Монмартра, символом парижской художественной богемы тех лет.
Все в его судьбе доведено до крайности. Даже появление Модильяни на свет произошло при весьма драматических обстоятельствах. Он родился в 1884 году в итальянском городе Ливорно, как раз в тот день, когда в дом его родителей, еврея-коммерсанта Фламиния Модильяни и Евгении Гарсен, явились чиновники – забирать описанное за долги имущество. Для Евгении это было полной неожиданностью – муж банкрот предпочитал не посвящать ее в свои дела.
Лежа в кровати, заваленной одеждой (по закону кровать роженицы считалась неприкосновенной, и домочадцы поспешно снесли туда все, что было самого ценного в доме), мама терзалась невеселыми мыслями по поводу будущего своего ребенка: такое дурное предзнаменование не могло быть случайным. Что, к сожалению, и сбылось. Кстати, мать Дэдо (так Амадео называли в семье), получившая хорошее образование, знающая несколько иностранных языков,
обладала особой проницательностью. Когда сыну было 11 лет и он только что оправился от тяжелейшего, едва не стоившего ему жизни плеврита, Евгения записала в своем дневнике: «Характер этого ребенка еще не достаточно сформировался, чтобы я смогла высказать о нем определенное мнение. Посмотрим еще, что разовьется из этого кокона. Может быть, художник?»
Моди всегда пользовался успехом у женщин, и было их в жизни художника великое множество. Но, говорят, он все ждал одну-единственную, которая станет его вечной, настоящей любовью. Девятнадцатилетнюю студентку Жанну Эбютерн Модильяни встретил, когда ему было 33. Легенда гласит, что, увидев девушку, он сразу стал писать ее портрет. Жанна стала его ангелом-хранителем. Хрупкая, нежная, почти ребенок, Жанна оказалась способной на любовь и преданность такой силы, что ее не смогли поколебать ни успаме сопротивление их союзу ее респектабельной и строгой католической семьи, ни постоянное безденежье.
Последний портрет Жанны Эбютерн на фоне дверей.
Портрет Жанны Эбютерн на фоне дверей - одна из последних работ А. Модильяни, возможно, самая последняя. У Жанны заметны признаки будущего материнства, она во время написания портрета, действительно, ждала второго ребенка.
Если на портрете Жанна Эбютерн кажется хрупкой, беззащитной и обреченной, то такой она была при любых обстоятельствах. Когда А. Модильяни умер в больнице, она подошла к телу своего Амедео одна и долго смотрела на него. Вернувшись домой, она не плакала, но все время молчала. А на рассвете, в четыре часа утра, Жанна Эбютерн выбросилась из окна шестого этажа и разбилась насмерть. Вместе с ребенком, которому суждено было погибнуть, не родившись...
Лишь десять лет спустя семья Жанны дала разрешение перенести ее прах с маленького кладбища за городом в могилу ее любимого Моди. На стоящей на могиле плите добавили новую надпись: «Жанна Эбютерн....Верная спутница Амадео Модильяни, не захотевшая пережить разлуку с ним».