"В Люксембургском дворце, в Париже, стояла скульптура Ланжепье «Бессмертие» — у подножья Ангела Смерти распростерся красивый юноша, держащий таблицу с именами художников, которые умерли молодыми, но заслужили посмертную славу. Среди имен — одно женское: русской девушки Марии Башкирцевой (1860— 1884).
Голос у неё отняла болезнь, картины, написанные ею, большей частью сгорели, уцелевшие едва ли способны надолго задержать взгляд. Но отчего же имя женщины, жившей в позапрошлом веке и сгоревшей от чахотки в 23, до сих пор таит печаль волшебства? "
Букет сирени Ницца, музей
Beaux-Arts
Скульптура. автор М. Башкирцева Музей Дорсе Париж.
Мария Башкирцева переписывалась с Ги Де Мопассаном, так и не встретившись с ним. Вот некотрые выдержки из переписки:
Мопассан-Башкирцевой:
" Я Вас совершенно не знаю. И все же я пишу Вам, так как мне нестерпимо скучно!
Вы упрекаете меня за банальность образа старухи, отомстившей пруссакам: но все ведь на свете банально. Кроме мысли, все фразы, все споры, все верования-все банально.
И не относится ли к числу самых доподлинных и мальчишеских банальностей переписка с незнакомкой? (,,,) Вы, правда, можете оказаться молодой и очаровательной женщиной, и в один прекрасный день я буду счастлив расцеловать Ваши ручки.
Но Вы также можете оказаться и старой консьержкой, начитавшейся романов Эжена Сю.
Вы можете оказаться образованной и перезрелой девицей-компаньонкой, тощей, как метла.
А в самом деле, не худая ли Вы? Не слишком, не правда ли? Я был бы в отчаянии, если бы мне пришлось иметь дело с тощей корреспонденткой. Незнакомкам ни в чем не доверяешь".
"Вы могли бы сообщить мне, что в такой-то день будете в таком-то доме, и я приехал бы. Если бы я показался Вам слишком неприятным, Вы не стали бы знакомиться со мной.
Но не стройте иллюзий на мой счет.
Я и не красив, и не изящен, и не необыкновенен. К тому же все это должно быть Вам совершенно безразлично.
В каких кругах Вы бываете - орлеанистских, бонапартистских или республиканских?
Хотите, я буду терпеливо ожидать Вас в музее, в церкви или на улице?"
9 апреля 1885 года.
Жаль, что не встеретились, просто не успели-помешала смерть...
Мопассан же, посетив ее могилу, сказал:"Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!"
"Могила Марии Башкирцевой в Париже.
Пройдет немало лет, и могила Мари станет местом паломничества «башкироманов». Рядом с ней покоятся Романовы, князья Гримальди, потомки Талейрана, художник Мане, композитор Дебюсси. Как однажды записала в дневнике Мари: «Что бы ни случилось, всегда следует быть в хорошем обществе».
Не картины и не безумные романы вписали ее имя в историю. Именно дневник по-настоящему прославил Мари. Она не стесняясь выплескивала на страницы все свои эмоции, все любовные и спамуальные переживания с небывалой для своего времени откровенностью.
Репин, Брюсов, Хлебников поражаются беспримерной искренности молодой художницы.
А вот и Антон Палыч Чехов: "Читаю "Дневник" Башкирцевой. Чепуха, но к концу повеяло чем-то человеческим".
Свою первую книгу «Вечерний альбом», вышедшую в Москве в 1910 году, Марина Цветаева посвящает «блестящей памяти Марии Башкирцевой», а в письме к В Розанову от 7 марта 1914 года Цветаева признается» Марию Башкирцеву я люблю безумно, безумною любовью Я целые два года жила тоскою о ней Она для меня так же жива, как я сама»
Если кого заинтересует дневник М. Башкирцевой:
http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/mb/index.php?r=dn