Сегдня, всилу последних событий в Тарусе "Театральные истории" будут грустными.
В апреле исполнится 80 лет замечательному актеру Павлу Луспекаеву.Павел Луспекаев умер в год выхода на экраны «Белого солнца пустыни», в семидесятом. Ему исполнилось всего сорок три года. Оторвался тромб и закупорил сердце. Умер из-за болезни сосудов и кровообращения (облитерирующий тромбангиит), она начала мучить его давно, отнимая, операция за операцией, сначала пальцы на ногах, потом отмирающие ступни.
Ему всю жизнь не везло и с ногами, и с руками...
Шестнадцатилетним мальчишкой ушел добровольцем на войну в «опергруппу 00134», и там, на Украинском фронте, его тяжело ранило в руку, раздробило локтевой сустав.
А за три года до смерти Луспекаева по болезни уволили на пенсию из Большого драматического театра в Ленинграде. Здесь он отработал одиннадцать лет, объехал с Товстоноговым полмира. Первая роль Луспекаева на ленинградской сцене - в спектакле Товстоногова «Варвары», где его Чиркун крутил роман с Монаховой в исполнении Татьяны Дорониной. Потом играл Нагульнова в «Поднятой целине» и еще множество других персонажей. Последняя роль в театре - полковник Скалозуб в «Горе от ума». Но зритель работу так и не увидел - у Луспекаева прооперировали ноги. Тем не менее репетировал он настолько блестяще, что режиссер Товстоногов предлагал ему играть сидя. Но Павел Борисович отказался.
Но все же в памяти народной Павел Луспекаев остался по роли в легендарном «Белом солнце пустыни»... В съемочной группе долго раздумывали, отдавать ли роль таможенника Верещагина больному Луспекаеву, у которого ампутированы обе стопы. Можно ведь найти на эту роль здорового актера. Потом все-таки остановились на Луспекаеве — и не пожалели.
Песня про «девять граммов в сердце», которую напевал Верещагин, стала визитной карточкой картины «Белое солнце пустыни». Однако мало кто знает, что в кадре звучит лишь голос Луспекаева, а вот гитарный аккомпанемент - не его. Для записи музыки пригласили профессионального гитариста. На озвучании песня долго не давалась Луспекаеву. Точнее, спел-то он ее легко, только режиссера Мотыля не все устраивало - в куплете про госпожу Разлуку не передавал Луспекаев нужное настроение. Дошло до того, что на «Ленфильм» пригласили другого гитариста для аккомпанемента - авось, перемена поможет актеру найти настроение.
- Помню, прихожу в студию, а там сидят Мотыль и Луспекаев, оба грустные-прегрустные. «Да налей ты мне стакан, и я сразу сделаю настроение!» - пошутил Паша. Но обошлись-таки без стакана, записали куплет и дублей немного сделали, не больше трех, - вспоминает гитарист Юрий Смирнов.
В итоге в картине звучит песня, записанная с двух попыток под аккомпанементы двух разных гитаристов.
__________________
Луспекаев был душой любой компании, обладал харизмой, как сказали бы сейчас. Где находился Луспекаев, там всегда стоял хохот. Болезнь не превратила его в мизантропа, он всегда находил того, кому хуже, и старался помочь. Эмоции не копил, а выплескивал спонтанно. Его коллега-актер вспоминает, как шел с Луспекаевым как-то по Невскому проспекту, и тот, сраженный красотой какой-то незнакомки из толпы прохожих, восхищенно упал перед ней на колени.
__________________
На гастролях в Кисловодске Луспекаев с товарищами опаздывал на спектакль в Пятигорск. Но когда поезд подъехал к станции, было трудно выйти - в вагон рванула толпа пассажиров-курортников. И Луспекаев объявил громовым голосом: «Граждане, расступитесь! Дайте пройти группе пациентов сумасшедшего дома! Не загораживайте проход!» Поневоле народ от дверей отошел.
__________________
В Киеве, еще до работы в БДТ, Луспекаев снялся в противопожарной короткометражке «Это должен помнить каждый!». А потом переехал в Ленинград к Товстоногову и начал репетировать «Варваров». И тут на экраны Ленинграда вышел какой-то западный боевик, а вместо киножурнала показывали ролик с Луспекаевым. Он там после пожара, возникшего из-за сигареты, тыкал в камеру пальцем и говорил: «Это должен помнить каждый!» И перед каждой репетицией Луспекаеву говорили: «Помни, Паша, помни. Дай, кстати, закурить».
__________________
Луспекаев плохо помнил текст и часто на спектаклях нес «отсебятину». Однажды драматург Игнатий Дворецкий перед показом своей пьесы сказал: «Павел, ты уж выучи роль, я тебя очень прошу. Это важно...» Луспекаев печально ответил: «Игнат, извини, но я не то что тебя, я самого Чехова своими словами играю!»
__________________
Большой драматический театр Ленинграда отказался хоронить Павла Луспекаева, сославшись на то, что «этот актер у нас не работает». Траурные хлопоты взял на себя «Ленфильм». Актера-легенду похоронили, вдова голосила, прося прощения, коллеги качали головой: какого актера потеряли!
Потеряли. И не сыграл он Вилли Старка. Не сыграл Отелло, которого мог бы сыграть потрясающе. Не сыграл еще много ролей. Но «Не везет мне в смерти, повезет в любви» и «Мне за державу обидно» никуда не уйдет, никуда не денется.
Летом 2008 года в Москве будет установлен памятник таможеннику Верещагину, а значит и Павлу Луспекаеву...
Использованы материалы из книги "Театральные байки и анекдоты " Льва Дурова.