Трудно поверить, но даже опытные актеры волнуются перед спектаклем не меньше, чем новички.
Рассказывают такой случай. В Малом театре шла инсценировка "Поднятой целины" по М. Шолохову. По замыслу инсценировщика, пьеса начиналась сценой партсобрания, где главные герои обсуждают планы коллективизации. Первая фраза, которую произносит один из сельских коммунистов, была такой: "Четыре похода Антанты провалились!"
И вот - публика рассаживается по местам, в зале и на сцене гаснет свет, звучит музыка... Затем наступает тишина. Свет на сцене резко вспыхивает... И тут обалдевший актер произнес взволнованным голосом неслыханную ахинею: "Четыре Пахома провались в Антанту!.."
* * *
В советские времена все студенты театральных вузов обязательно изучали марксизм-ленинизм и, в частности, работу классиков "Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии".
В Московском театре имени Станиславского шел спектакль "Шестое июля". По сюжету, в кабинет Ленина врывается нарком иностранных дел Чичерин и сообщает вождю: "Убили Мирбаха!" (Имелся ввиду германский посол в Советской России 1918 года.)
Однако на спектакле актер, игравший Чичерина, выскочив на сцену, неожиданно выпалил: "Убили Фейербаха!" Возникла пауза. И тут "Ленин" задумчиво и печально молвил: "Конец немецкой классической философии!.."
* * *
Два великих корифея Александринки Константин Александрович Варламов и Владимир Николаевич Давыдов относились друг к другу с некоторой долей зависти. Варламов переживал, что Давыдов играет, как правило, главные роли, а он - роли второго плана. Наконец ему поручили роль Фамусова. Варламов жутко волновался и на премьере вместо "Вы, нынешние, ну-тка", произнес: "Вы, нынешние, прутка!" В антракте Далматов, игравший Чацкого, сказал Варламову: "Ну, Костенька, если ты еще раз оговоришься, то я, честное слово, прибью тебя". "Нет, Васенька, теперь уж не оговорюсь". Но вместо: "Ни дать ни взять она, как мать ее, покойница жена. Чуть врозь, уж где-нибудь с мужчиной..." Варламов произнес: "Чуть врозь, уж где-нибудь с морщиной..."
Больше он не играл Фамусова.
* * *
На сцене Венской оперы в 1923 году шла опера Рихарда Вагнера "Лоэнгрин". Финал спектакля был очень эффектным: Лоэнгрин уплывает со сцены на белом лебеде. На одном из спектаклей эту партию пел Лео Слезак, и то ли актер замешкался, то ли механик поспешил - лебедь уплыл за кулисы один. Слезак нашелся сразу, он повернулся к противоположной кулисе и пропел речитативом: "Скажите, пожалуйста, когда отбывает следующий лебедь?"
|