Уважаемые коллеги!
Честно говоря, вопросы повергли меня в недоумение. В принципе, презентация, которую показал в одной из тем уважаемый Андрей Викторович, включает консенсус по послеоперационной профилактике принятый аж в 2000 году (
Профилактика послеоперационных венозных тромбоэмболических осложнений, Российский консенсус)! И принятых в этом документе правил вполне достаточно для выработки тактики тромбопрофилактики практически в любом случае. По идее, любой врач хирургической специальности должен знать таблицы из этого документа наизусть.
Кстати, ссылка на этот документ давно висит в теме "Методические рекомендации" раздела "Венозные тромбоэмболические осложнения" нашего форума (во втором посте):
viewtopic.php?f=17&t=2786 То, что различные операции сопровождаются различным риском тромбоэмболических осложнений сомнений не вызывает. А на счет кровоточивости...Что, есть деление операций по "кровавости"? Хирургический гемостаз должен быть тщательным всегда. Геморрагические осложнения на фоне приема антикоагулянтов лишь в малой степени касаются раневых осложнений, обычно речь идет о гастродуоденальных кровотечениях и гематурии. И риски геморрагических осложнений оцениваются не по характеру проведенной операции, а по виду препарата для антикоагуляции, его дозе и продолжительности применения. Кстати, и частота развития раневых гематом зависит от применяемого препарата.
Но я, на всякий случай, переспросил одного из ведущих специалистов хирургического отделения Эндокринологического научного центра (г.Москва) об особенностях тромбопрофилактики при операциях на щитовидной и паращитовидных железах. Вот его ответ:
Цитата:
Профилактика тромбоэмболии у пациентов с заболеваниями ЩЖ и ОЩЖ ничем не отличается от таковой у пациентов с другими хирургическими заболеваниями. Кровотечения связаны с плохим хирургическим гемостазом.
По второму вопросу. Вряд ли в "малой проктологии" будут часто попадаться пациенты с высоким риском тромботических осложнений по состоянию больного (это пациенты со злокачественными заболеваниями, с ТЭЛА и ТГВ в анамнезе, обездвиженные и больные с клинически значимой тромбофилией). Таким, естественно, медикаментозная тромбопрофилактика нужна. При умеренном риске - все зависит от дополнительных данных, можно пойти "немедикаментозным путем", можно прибегнуть к фармакопрофилактике. Посмотрите на частоту фатальной ТЭЛА в группе умеренного риска и сравните с частотой больших геморрагических осложнений при использовании профилактических доз НМГ. Вывод очевиден.
И последнее. Взять, к примеру, рекомендации ACCP. Настоятельно рекомендуется, чтобы в каждом ЛПУ был разработан формуляр, внутренняя инструкция, стандарт по проведению тромбопрофилактики. Только таким образом можно в целом улучшить защиту пациентов от тромбоэмболических осложнений. А то до сих пор иногда такие дикие вопросы звучат, что диву даешься.