Александра Жаркова писал(а):
Мне кажется основной вопрос топикстартера состоит в том, нужно ли лечить варикоз и какие есть варианты? На него может ответить дуплексное исследование.
Александра, мне кажется, что Вы не вполне верно расставили акценты ))) Зачем же так принижать роль врача и возносить роль бездушной железной машины? )))
Ведь ультразвук если и может на что-то дать ответ, так и то всего лишь на один вопрос, на тактический: "Как?" Да и то, только в том случае, если ультразвук сделан качественно, исследователем, понимающим, что он делает.
А вот надо ли лечить вообще, и если надо, то надо ли сейчас - это вопросы принципиальные, стратегические, они решаются исключительно клинически, как мне кажется.
Т.е., нужно ли лечить - должен отвечать процессор в голове, а не в железном аппарате )))
Андрей Красильников писал(а):
Surarcher писал(а):
Золотухин Игорь писал(а):
... около 8% пациентов с варикозной болезнью по данным проекта СПЕКТР сообщили о наличии тромбофлебита в анамнезе
Очень субъективная позиция - простые люди могут и не знать, что такое тромбофлебит, и врач мог его ошибочно оценить со слов больного.
Вот это точно, коллеги, редко ли вы слышите от пациента фразу " Я болею тромбофлебитом....У меня тромбофлебит уже 10 лет...", я лично постоянно и далеко не в 8 %, а гораздо чаще
Коллеги, я так понимаю, что вы хотите сказать, что цифра в 8% завышенная, ведь так? Т.е. в реальности не 8%, а меньше больных с варикозом в течение жизни сталкиваются с тромбофлебитом, правильно?
Но это же еще в большей степени подтверждает мою позицию о необоснованности утверждений о страшной и ужасной угрозе варикотромбофлебита у женщин, которые страдают варикозной болезнью и планируют беременеть при этом.
На самом же деле, Алексей Анатольевич, Андрей Викторович, о том, можно ли доверять этой цифре, вам прозрачно намекнул один из участников проекта СПЕКТР, а именно, Оксана Васильевна ))) Все участники - люди достаточно подкованные и могут в беседе с пациентом отличить "псевдотромбофлебит" в анамнезе от того, что, скорее всего было тромбофлебитом. О том, как поступали в этом случае врачи, заполнявшие анкеты, можно также поинтересоваться у коллег Илюхина, Парикова, Максимова, Новиковой, Доронина, Мазайшвили.
Я думаю, что им доверять можно ))) А значит цифра в 8%, хоть и не абсолютно достоверная, но, как минимум, дающая представление об истинном масштабе проблемы.
Евгений Илюхин писал(а):
Немного о частоте поверхностного тромбофлебита и о сопутствующих ему более тяжелых тромботических осложнениях.
Евгений Аркадьевич, огромное спасибо за приведенные данные. Разрешите мне немного порассуждать логически на их основе? Буду считать приблизительно, прошу сразу извинить.
Итак, 72000 родов, значит, по скромным меркам, 20% варикоза - 14000 женщин. Из них у 13 случился тромбофлебит - 1 случай на 1000 родов. Частота - 0,1%. Распространение тромбофлебита на глубокую венозную систему - 8,6%, т.е. эсктраполируя данные - у 0,0086% женщин тромбофлебит перейдет на глубокие вены. Легочная эмболия случится у 10% из тех у кого, перешло - получаем 0,00086% легочных эмболий. Я логично посчитал, ничего не перепутал?
Что имеем, у женщин с варикозной болезнью, вероятность варикотромбофлебита в связи с беременностью и родами составляет в грубом приближении 0,1%, частота ТГВ и ТЭЛА, как осложнения развившегося тромбофлебита - 0,0086% и 0,00086% соответственно.
Теперь дальше. Тромбофлебит развивается у 1 из 1000, т.е., чтобы предотвратить 1 случай тромбофлебита, нужно прооперировать (пролазерить, просклерозировать) 1000 женщин. Правильно? И получить (беру очень скромные цифры) 1% ТГВ, как осложнения хирургического лечения варикозной болезни (данные о частоте ТГВ при лечении ВБ есть в литературе, я, как вы понимаете, взял заниженную цифру). Итак, в результате усилий по предотвращению 1 тромбофлебита мы получаем 10 женщин, которые вступают в беременность с таким замечательным фактором риска ТГВ, как перенесенный тромбоз в анамнезе.
Так что, дорогие мои коллеги, готовые всегда и любую женщину с варикозом прооперировать до беременности. Предотвращая у 1 из пациенток тромбофлебит, 10 другим вы создаете тромбоз глубоких вен, которые по степени значимости является куда более важным фактором риска.
Евгений Илюхин писал(а):
Если мы в целом защищаем человека своим вмешательством, снижаем для него общие риски по ВТЭО, то с какой стати беременность должна препятствовать лечению?
Так как, Евгений Аркадьевич, согласно Вами же приведенным данным, мы защищаем человека, каким образом мы риски снижаем?
Евгений Илюхин писал(а):
Покопался я немного в Пабмеде, результаты неутешительные - информации для оценки польза/риск той или иной тактики по беременным нет.
А знаете, почему нет? ))))
Потому что, ответ ясен - риск тромбофлебита и тромбоза незначителен, просто исчезающе мал, проблема малоактуальна и не требует проведения исследований на вопрос с очевидным ответом.